Товар - все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.

Потребительные стоимости различных товаров количественно несоизмеримы. Разные товары имеют только одно общее свойство, делающее их сравнимыми между собой при обмене, а именно то, что они - продукты труда. В основе равенства обмениваемых товаров лежит общественный труд, затраченный на их производство.

За обменом товаров скрывается общественное разделение труда между людьми, являющимися собственниками этих товаров. Товаропроизводители, приравнивая различные товары один к другому, тем самым приравнивают свои различные виды труда, вступают в определённые отношения друг с другом. Эти отношения образуют в процессе производственной деятельности людей и проявляются в обмене товаров. Таким образом, в стоимости выражены производственные отношения между товаропроизводителями.

Содержание трудовой теории стоимости можно кратко изложить в следующих основных положениях.
1. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции.
2. Стоимость товаров создается общественным трудом производителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта создает его для других. Стало быть, стоимость - воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.
3. Труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству Можно выделить простой (не требующий какой-либо подготовки) и сложный (квалифицированный) труд. В рыночном обмене товаров один час сложного труда может быть приравнен к нескольким часам простого труда.
4. Сам труд измеряется с помощью рабочего времени. Если труд является одинаковым по качеству (допустим, простой труд), то он количественно измеряется в часах работы.
5. На изготовление одного и того же вида продукта работники обычно затрачивают неодинаковое по величине индивидуальное рабочее время. Поэтому товары одного и того же вида и качества (например, картофель), обычно имеют разную по величине индивидуальную стоимость.
Трудовая теория стоимости раскрыла экономические связи, которые можно схематически отразить в формуле "товаропроизводитель - общественный труд - товар - общественная стоимость - рыночная цена".

Основные положения теории предельной полезности таковы:

  1. Полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами блага. Сам покупатель дает свою субъективную оценку роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей.
  2. Полезные блага подразделяются на два вида:
  3. имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т. п);
  4. являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим благам хозяйствующие лица приписывают ценность.
    1. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности. Согласно этому закону степень удовлетворения потребности одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение.
    2. Ценность благ определяет предельная полезность, то есть субъективная полезность "предельного экземпляра", удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.

Как видно, основные положения теории предельной полезности отражают экономические связи, которые можно представить в формуле "потребитель - потребность - полезность блага - его ценность - цена".

© kixur

Сделать бесплатный сайт с uCoz